Сохраню себе на стену!

четверг, 30 апреля 2015 г.

Успешность бизнеса закладывается на стадии детства

Где нет детства, нет и зрелости. Франсуаза Дольто

Детство – это не подготовка к жизни. Это сама жизнь. Психологи утверждают, что именно в детстве закладывается основа личности человека и его дальнейшей судьбы. Любая компания является человеческим творением, и почему бы не предположить, что и ее «судьба» зависит от того, какое детство ей обеспечивает владелец бизнеса.
Очевидно, что компании должны расти, подобно людям; а когда что-то растет, оно изменяется.
Согласно Л. Грейнеру любая компания, развиваясь, проходит определенные стадии, каждая из которых характеризуется различными системами управления, а также уникальными организационными структурами. Переход от одной стадии к другой носит революционный характер, так как серьезные стратегические изменения менеджмента компании встречают активное внутреннее сопротивление, что может превратить управленческие решения, выводящие организацию из кризиса на начальном этапе, в причину кризиса на следующей стадии.
К сожалению, большинство владельцев малого бизнеса не учитывают этот принцип и управляют в соответствии сo своими желаниями, а не в соответствии с нуждами бизнеса.
Существует более десятка различных моделей, авторы которых стараются выделить стадии жизненного цикла компании в соответствии с разнообразными критериями. Чаще всего это количественные параметры, такие как возраст компании, уровень роста выручки, источники финансирования, генерация денежного потока, рыночная доля и др.

Однако поскольку в данной статье мы рассматриваем бизнес как ”продукт” деятельности личности предпринимателя, то проще будет сопоставить жизненный цикл компании со стадиями развития человека- детство, отрочество, зрелость и старость.
Еще в 1965 году Дж. Гарднер (англ. J. Gardner) писал: "Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками."
Понимание каждой из этих стадий очень важно для владельцев малого бизнеса, так как это помогает осмыслить всю совокупность факторов влияющих на него и этапов, которые организация проходит в своем развитии. Другими словами, появляется  возможность заранее прогнозировать закономерные проблемы, характерные для компании в целом на том или ином этапе.
Итак, начнем с детства.

Легко определить, что предприятие находится на стадии детства - владелец и бизнес неотделимы друг от друга.
Если владелец куда-нибудь исчезнет, то бизнес не выживет. Он просто развалится!
В начале вы готовы на все.  Вы с радостью отдаете свое время вашему бизнесу на стадии детства, работая десять, двенадцать, четырнадцать часов в день. Семь дней в неделю. Даже когда вы дома, вы на работе.
Все ваши мысли и все ваши чувства постоянно заняты вашим новым бизнесом. Вы готовы сделать все необходимое, чтобы бизнес продолжал работать.
Но теперь вам приходится делать не только хорошо знакомую работу, но также и новую, которую вы не умеете делать. Вы не только производите продукт/услугу, но также пакуете его, устанавливаете цены, рекламируете и продаете. На стадии детства вы становитесь великим жонглером, которому нужно, чтобы все шары оставались в воздухе.

И вскоре все волнение, весь труд и пот начинают окупаться. Вы хороший специалист. Вы много работаете. У вас есть друзья, знакомые и родственники, которые покупают у вас и рекомендуют своим друзьям и знакомым. Постепенно формируется сегмент потребителей и доля рынка-ваш желанный кусок пирога.
Поначалу вам все это нравится!
Но потом картина меняется. Времени попросту не хватает. Вы просто не можете делать всю эту работу в одиночку. Покупатели беспрерывно требуют от вас чего-то. Вы избаловали их и они хотят, чтобы их обслуживали именно вы. Вы работаете с бешенной скоростью.
И происходит неизбежное. Вы, великий жонглер, начинаете ронять шары!
Этому нельзя помочь. Как бы вы не пытались, вы не можете поймать все шары. Ваш энтузиазм ослабевает. Все кажется не таким удачным, как было в начале. Работа валится из рук.
Что вы делаете? Вы разрываетесь. Вы работаете все больше и больше. Вы вкладываете больше времени и сил.
Если раньше вы работали по двенадцать часов, сейчас вы работаете по четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать! Но шары продолжают выпадать у вас из рук!

Вы внезапно видите себя в конце невероятно напряженной недели, поздним субботним вечером за бумагами, и пытаетесь разобраться в том, что вы не успели сделать за неделю, и в том, что вам предстоит сделать. И вы понимаете, эта работа не будет сделана. Вы просто не в силах сами сделать эту работу!
Вам в голову неожиданно приходит мысль о том, что ваш бизнес стал вашим Начальником, от которого, как вы считали, вам удалось избавиться. 
Детство заканчивается, когда владелец осознает, что бизнес не может идти так, как он шел до сих пор. Для выживания его нужно изменять.
В этот момент - когда реальность становится очевидной - происходит большинство неудач в бизнесе.
После этого, большинство отличных специалистов захлопывают за собой дверь и уходят.
И только для тех, кто остается, наступает период отрочества.
Дело в том, что непозволительно быть специалистом и владельцем бизнеса одновременно! Потому что специалист смотрит на мир снизу вверх, хотя должен смотреть сверху вниз. Специалист видит работу, которую необходимо сделать и сразу же берется за эту работу!

Если вы хотите выполнять работу, не проще ли найти себе рабочее место в чужом бизнесе, а не в своем собственном? Потому что когда вы работаете, отвечаете на телефонные звонки, обслуживаете клиентов, моете полы и окна, все трудитесь и трудитесь, вы упускаете из виду нечто гораздо более важное - предпринимательскую работу, стратегическую работу, которая продвинет вперед ваш бизнес.

"Быть хорошим специалистом - это еще не все, что нужно для построения успешного малого бизнеса. Отдавать все время решению тактических задач, как делает каждый специалист, страдающий от предпринимательского зуда - это значит взваливать на себя изнурительную, запутанную и принижающую работу.»-М.Гербер.
До тех пор, пока вы смотрите на бизнес глазами специалиста, вы и будете жить его ощущениями.
Большинство владельцев уверены, то их бизнес зависит от них и если бы не они, то клиенты пошли бы в другое место.
Другими словами, в таком бизнесе клиенты покупают не способность вашего бизнеса дать им то, чего они хотят, а вашу способность это дать. Здесь и заключается ошибка.
А что, если вы не хотите там находиться? Что если вам хочется быть где-то в другом месте? В отпуске или дома. Разве нет такого места, где вам хотелось бы быть вместо того, чтобы вести свой бизнес, обслуживая клиентов, которые нуждаются в вас так сильно потому, что только вы можешь делать то, что им нужно?
Что, если вы заболеете или вам  просто будет лень что-либо делать?
Таким образом, если ваш бизнес полностью зависит от вас, то вы имеете не бизнес, а работу.
И, кроме того, цель основания бизнеса заключается не в этом.
Цель основания бизнеса заключается в том, чтобы освободить себя от работы, и быть способным создавать работы для других людей.
Цель основания бизнеса заключается в том, чтобы расширить свои горизонты, чтобы изобрести нечто такое, чего еще не было на рынке.

Резюме. «Детство» компании - это один из самых опасных периодов, (называемых часто периодом выживания), который связан с некомпетентностью и неопытностью руководства. Будущее компании закладывается именно на стадии детства. Успешность же бизнеса напрямую зависит от личности предпринимателя, которая складывается в его профессиональную деятельность.
Бизнес это намного больше, чем просто отлично выполненная работа специалиста. Развитие бизнеса зависит от того, насколько предприниматель готов учиться и развиваться, выходить из зоны комфорта и расширять зону риска.
Кандидат психологических наук Климова Е.К. в своем исследовании “Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности” отмечает 3 основных структурообразующих компонентов предпринимательской деятельности:
  • предпринимательские мотивы (стремление к самореализации в предпринимательской деятельности),
  • предпринимательские цели (расширение предприятия, получение удовлетворения от процесса создания продукта деятельности
  • и психологические ресурсы личности (инициативность, стратегическое мышление и работоспособность).
На стадии детства бизнеса, для  предпринимателя важно осознать степень присвоения вышеперечисленных компонентов, задавая себе следующие вопросы:
  • Каков ваш главный мотив к занятию предпринимательством?
  • Доминирует ли у вас стремление к самореализации в вашей предпринимательской деятельности?
  • Насколько у вас развито стратегическое мышление?
  • Какую свою личную цель вы реализуете через этот бизнес?
  • Приносит ли вам бизнес удовольствие?
  • Кто вы в своем бизнесе: специалист, который  сам делает всю основную, важную работу или управленец, который создает вектор развития?
Татевик Габазян.