Сохраню себе на стену!

четверг, 18 июня 2015 г.

Почему троечник становится успешным предпринимателем и отличником по жизни? EQ…

 «Я ему домашние делал, пока он одеждой торговал. А теперь я лишь рядовой сотрудник компании, которым он руководит. Почему одним везет, а мне нет. Где же справедливость?» — одним махом выпалил Игорь.

Передо мной сидит мужчина средних лет, одетый в строгий деловой костюм. Не волнуется, но слегка растерян. Кажется, что впервые он набрался смелости  и позволил себе проговорить и попробовать на вкус непереваренные годами мысли, долго крутившиеся на языке.

Игорь находится в том самом «кризисном возрасте»,  когда происходит переосмысление прожитой жизни и переоценка ценностей. Человек, обычно, начинает смотреть назад и воображать различные способы развития своей истории, и понимает, что упустил столько возможностей и перспектив. При этом кажется, что он имеет так мало всего, по сравнению с тем, чем мог бы владеть, поступив не так в той или иной ситуации. Другими словами, он внезапно понимает, что половина жизни уже позади, а он, по сути, уже не очень молод, не познал все радости жизни, а часы неумолимо тикают и отсчитывают оставшееся время. Люди по-разному справляются с трудными жизненными ситуациями. Кто-то, проанализировав результаты стремиться радикально изменить свою жизнь, а кто-то ищет виноватых.

Вот и случай нашего героя. Игорь, переоценивая прожитую жизнь, пошел самым кратким путем- нашел виноватого в своей, по его мнению, неудавшейся жизни - бывшего одноклассника и настоящего шефа в одном лице. Обладатель красного диплома, в течении многих лет, никак не мог справиться с обидой, что его друг-троечник стал не только успешным предпринимателем, но и отличником по жизни.
Почему же многие из тех, кто были отличниками в школе или институте, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто свои ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных?
Действительно, нет ли здесь противоречия. И почему золотых медалистов, людей, получивших по три высших образования, имеющих МВА, зачастую «обходят» те, кто плохо учился, прогуливал. 

Эмоциональный интеллект EQ
В чем причина? Оказывается, что успешных людей отличает высокоразвитый эмоциональный интеллект (EQ). Впервые об этом явлении подробно заговорил Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект». Книга заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, а также его способности к достижению успеха.

Понятие эмоциональный интеллект складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются в высоком уровне понимания себя, способности выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои и чужие эмоции и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. Даже из этого неполного перечня можно предположить, что обладатель высокого IQ не всегда отличается таким набором качеств.
В отличие от IQ с его почти столетней историей определения у сотен тысяч людей, эмоциональный интеллект представляет собой новое понятие. Пока еще никто не может точно сказать, насколько он изменчив у разных людей на протяжении жизни. Но, как показывают существующие данные, он может быть таким же мощным критерием, как коэффициент умственного развития, а иногда и превосходить его. И хотя есть и такие, кто утверждает, что ни опыт, ни образование не могут сильно изменить EQ, Гоулман сумел доказать, что даже детей можно научить пользоваться эмоциями в своих интересах, если позаботиться об этом.
Деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе «человек — человек» и на 90% состоит из общения с партнерами, клиентами, сотрудниками... Получается, что совещание, встреча, переговоры, публичные выступления и есть основная форма их работы. И способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты в одиночку.
Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал. 
В отличии от IQ, который с возрастом снижается, EQ продолжает совершенствоваться на протяжении всей нашей жизни. Все составляющие эмоционального интеллекта с возрастом только оттачиваются. И руководитель, который работает над развитием своегo эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов
Эмоциональная жизнь — это сфера, которая нуждается в своем особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в них, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — равного интеллекта — оказывается в тупике.
В этом вопросе лучше положиться на себя — ведь главным критерием здесь является наша личная практика. Можно посчитать количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализировать полученные результаты. Например, если, принимая людей на работу, мы приписываем им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными; или мы безрезультатно проводим совещание за совещанием, а дело не двигается с мертвой точки или наши переговоры с партнерами в большинстве случаев заходят в тупик, и мы не можем добиться того, что запланировали — вполне вероятно у нас проблемы с EQ.
Для того чтобы не только точнее оценить уровень развития своего EQ, но и целенаправленно развивать его, попытаемся понять, что же это такое.
Психолог Йельского университе­та Питер Сейлови включил в определение “эмоциональный интеллект” пять составляющих: 
1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть базовая составляющая нашего эмоционального интеллекта. Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение понимания самого себя. Это самое сложное, но и самое главное — познать свое истинное «я».
Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.
Познать себя возможно с помощью инструментов коучинга, который имеет к этому непосредственное отношение, поскольку направлен на самопознание, выявление своих истинных желаний и целей, сильных и слабых сторон.
Ответьте себе на вопросы: каков я? Что свойственно именно мне? Что меня отличает от других? На что в себе я могу опереться? А для этого важно прислушаться к себе, к своим чувствам, эмоциям, понять, чего я хочу на самом деле, честно, с любовью и по достоинству оценить себя. 
2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

Управление эмоциями – важный фактор успеха в бизнесе. Многие предприниматели довольно успешно используют свой EQ в построении эффективных коммуникаций. Но не все. Существуют ли эффективные инструменты, позволяющие нам управлять своим эмоциональным интеллектом? Можно ли этому научиться?
Ответ - да. Коучинг нам в помощь. Современные руководители все чаще обращаются к коучингу, осваивают техники, которые помогают им вступить в диалог со своими подчиненными и помочь их личностному и профессиональному росту.
Вот пример, отличного коучингового инструмента, предложенный Т.Голви. Если вы попали в эмоциональную воронку, то есть когда вы не управляете ситуацией, поскольку вами владеют эмоции, можно применить инструмент, который называется STOP. 
  1. «S» означает «Step back», «шаг назад». То есть первым делом нужно выйти из ситуации, эмоционально от нее освободиться.
  2. «T» («Think», «подумай») – нужно проанализировать ситуацию, глядя на нее со стороны. И  вы убедитесь, что так она выглядит гораздо проще, чем воспринималсь изнутри.
  3. «O» («Organize», «организуй») – систематизируйте свои мысли, чтобы понять, по каким причинам вы оказались в эмоциональной воронке.
  4. «P» («Progress», «двигайся вперед») – вернитесь в ситуацию, но с новым пониманием и рациональным решением, что делать дальше.
3.Мотивация для самого себя. Общеизвесно, что успешные предприниматели обладают высокой способностью к самомотивации. Другими словами, они не ищут внешних источников мотивации, а наоборот, используют свои внутренние ресурсы, приводя себя в состояние вдохновения и, тем самым, достигая выдающихся результатов в работе.
 Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всех достижений. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.
Для того, чтобы научиться находить источники мотивации внутри себя, можно обратиться к коучингу. Коучинг позволяет привести в движение систему мотивации человека, основанную на ценностях, изменить отношение к жизни, обрести правильную жизненную цель и найти пути ее достижения. 
4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.
5.Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. На такой основе вызревают человеческие навыки, к кото­рым относятся социальные компетенции. Это те  способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.
От­сутствие же этих навыков становится причиной того, что даже люди с блестящим умом оказываются неспособными наладить взаимоотношения с другими, проявляя себя бесцеремонными, вызывающими или бездушными. Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, убедить и приобрести влияние, успокоить и обо­дрить других.
Наш герой Игорь для себя осознал, что для него было бы важнее нащупать, понять свою уникальность, чем стремиться стать «круглым отличником», ради мамы и папы получaть «пятерки» по всем предметам, но ни в одном из них не сделать открытия самого себя. Он также осознал,что еще не поздно найти себя, настоящего.
Это время здесь и сейчас!
С уважением, Татевик Габазян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий