Сохраню себе на стену!

воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Росту бизнеса мешают личные ограничения его владельца.

Каждый владелец, по мере роста бизнеса сталкивается с потерей контроля над своим окружением, ему становится все сложнее видеть и чувствовать работу, которую необходимо сделать и лично следить за его развитием.
Мы часто наблюдаем, как молодые компании вынуждены откладывать главные цели, стратегию и планирование на потом. Они без конца заняты «тушением пожаров»,
постоянно сталкиваясь с непредвиденными проблемами, неорганизованны и неэффективны.
Все компании проходят через этот хаос, но проблема в том, что большинство владельцев, чрезмерно погружаясь в оперативную деятельность, задерживаются в статусе стартапа надолго, неосознанно сопротивляясь  росту бизнеса. Главным барьером, на пути к росту компании являются не внешние факторы (хотя они тоже важны), а личные ограничения предпринимателя.

Мне хотелось бы затронуть проблему на более глубинном уровне, на уровне развития личности предпринимателя, на уровне его внутренних ограничений, его готовности мыслить как предприниматель и в соответствии с этим организовывать свой бизнес.
.............................................
Эта история про компанию, которая занимается производством продукции X. Владелец бизнеса, назовем его Сергеем, когда-то был руководителем производства и считался одним из лучших в своей сфере.  Друзья и знакомые удивлялись, почему Сергей все еще не открыл своего бизнеса, ведь он был первоклассным специалистом, мастером своего дела.
Идея собственного бизнеса и вправду казалась заманчивой. Сергей мечтал о независимости, свободном времени и о больших финансовых потоках. Зачем приносить чужой компании прибыль и получать с нее маленький процент в виде зарплаты, если все доходы могут быть его? В конце концов, кто как не он знает этот бизнес изнутри и, следовательно, может организовать его сам. В один прекрасный день Сергей рискнул и открыл свое собственное производство.
Бизнес полностью захватил Сергея. Он привык трудиться и если бы в сутках было больше 24х часов, он и это время отдавал бы работе. И вскоре весь труд его начал приносить свои плоды: качественная продукция, первые клиенты, первые продажи. Какое же это счастье работать на себя!

По мере роста бизнеса возрастал и объем работы. Все больше задач приходилось откладывать в долгий ящик. Кроме производства появилась необходимость в решении финансовых, административных и прочих задач, которыми Сергей никогда не занимался.  И он принял решение подключить к рабочему процессу соответствующих специалистов.

С появлением новых сотрудников проблем стало еще больше: то оборудование выйдет из строя, то из банка позвонят по поводу кредита, то упаковка криво зашита, то брак в производстве, то клиенты жалуются на качество продукции. Сотрудники справлялись, как умели. Но этого было недостаточно для получения результата.
Сергей верил, что достаточно набрать специалистов и они сами будут обучаться, ставить себе задачи, четко знать и выполнять свои обязанности и вообще самоорганизовываться и контролировать выполнение своей работы.

Но сотрудники не самоорганизовывались, потому что это не их задача. Их работу нужно организовать. А это уже функции менеджера, который ставит задачи, обеспечивает специалистов ресурсами и контролирует выполнение. Другими словами он наводит порядок в компании. Для того, чтобы менеджер мог ставить правильные задачи, он должен знать цели и быть вовлечен в процесс реализации стратегии компании, которую разрабатывает сам владелец бизнеса.

Сергей же знал всего этого. Он не знал, что по мере роста бизнеса необходимо менять его структуру, организовать его по-новому.
Как же он поступил в данной ситуации? Вооружился лозунгом: «Единственный человек, который может все делать правильно, это Я» и незамедлительно занялся «исправлением» ситуации. Другими словами, он скинул с себя ответственность владельца и остался на уровне профессионального специалиста. Психологически он не был готов к роли управленца.
...........................................................................................
Многие предприниматели не осознают того момента, когда их бизнес уже вышел за рамки зоны комфорта и не может функционировать по прежним правилам. Здесь и кроется подводный камень, который ставит бизнесмена зачастую перед неосознанным выбором:

 вернуться назад, втиснуться в рамки комфорта и довольствоваться малыми оборотами;
 закрыть компанию.

Существует еще и третий выбор. Выбор в пользу роста и развития компании.


...и руководствоваться тем, что главные функции владельца бизнеса это:

•генерация идей (как заработать...?);
•формирование стратегии (цели, стратегическая карта, планирование...);
•привлечение инвестиций.

Все остальные задачи делегируются.

Рост и развитие бизнеса начинается на уровне развития личности предпринимателя. Любые ограничения роста бизнеса обусловлены в первую очередь личными ограничениями владельца бизнеса.
Готовы ли вы к переменам?
Есть ли у вас готовность и желание меняться как личности: приобретать новые навыки, новое понимание, новые знания, новую эмоциональную глубину и мудрость?