Сохраню себе на стену!

воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Колесо стратегии развития бизнеса

И всетаки я успела завершить этот проект к концу года и преподнести вам в качестве новогоднего подарка! Это инструмент, который будет полезен, как для анализа текущего состояния бизнеса, так и для планирования развития бизнеса в долгосрочной перспективе. Для себя я уже создала колесо,
а в течение 2019 года планирую проработать его также вместе с клиентами, доработать и расширить до полного практического руководства для компаний. Буду делиться с вами результатами.
Также мне ценна будет ваша обратная связь, которая поможет мне сделать инструмент более совершенным.
Кому будет полезен этот инструмент?

Предпринимателям, которые:
  • ищут новые точки роста;
  • желают вырваться из замкнутого круга оперативных задач;
  • переживают кризис роста;
  • не удовлетворены текущим положением в бизнесе;
  • осознают, что бизнесу необходимы перемены, но не знают с чего начать;
  • переживают неопределенность и неуверенны в будущем бизнеса;
  • готовы к изменениям.
Перед тем, как перейти к этому волшебному на мой взгляд инструменту давайте определим, что такое стратегия развития и для чего она нужна.

Что такое стратегия развития?

Стратегия развития бизнеса это путь, который проходит компания из своего текущего состояния (точки А) в желаемое целевое состояние (точку Б). Это переход компании на новый, более качественный уровень.
Другими словами, есть главная, стратегическая Цель (маяк) и Стратегия ее достижения (путь, маршрут, карта – можете называть, как пожелаете).

Зачем нужна стратегия развития?

Когда нет развития, то бизнес либо деградирует (постоянное снижение ключевых показателей), либо стагнирует (застой, за которым следует кризис).
«Подводя итоги к концу каждого месяца, я остаюсь недоволен результатами. Такое впечатление, что мы стоим на одном и том же месте. Но мы работаем!!! Я лично работаю 10/12 часов в сутки. Прихожу к мысли, что нужно что -то предпринять, что -то изменить, но не знаю с чего начать, на что опираться.  Такое ощущение, что мне нужно готовиться к контрольной, а я вообще не в теме, и мне влетит двойка по предмету. Нет уверенности в завтрашнем дне» - рассказывает о своих переживаниях клиент.
Это пример застоя в бизнесе, когда нет роста, нет определенности и предпринимателя тревожит будущее его компании.

Стратегия развития бизнеса это возможность:
  • задать вектор движения компании;
  • действовать целенаправленно, а не хаотично;
  • устранить неопределенность и обеспечить порядок;
  • скоординировать усилия команды и направить на достижение результатов;
  • предвидеть изменения на рынке и заранее реагировать на них.
Для предпринимателя, создание и внедрение стратегии развития бизнеса это возможность:
  • расширить границы своего сознания;
  • научиться мыслить и действовать масштабно;
  • воспринимать свой бизнес, как нечто целостное, а не фрагментарное;
  • научиться превращать проблемы в возможности;
  • развиваться самому и совершенствовать управленческие компетенции;
  • позволить себе принять вызов и реализовать себя в бизнесе.
Будете ли вы ошибаться? Будете ли предпринимать неправильные шаги? Будете ли вы менять или корректировать свою стратегию? Конечно! 
Но, с каждой ошибкой вы будете набираться опыта все больше и больше, будучи нацеленными на то, чтобы извлекать уроки и чему-то на них научиться, а не зацикливаться на них. В этом вся суть!

При правильном подходе у вас всегда найдутся запасные варианты достижения цели. Что предпринять в лучшем случае, а что в худшем. Временами вы будете просто доверять своей интуиции и плыть по течению. 


Практика. Колесо стратегии развития бизнеса

Чем отличается данный метод от других методов стратегического планирования?
Процесс создания колеса напоминает увлекательное, полное открытий путешествие в неизведанную страну.
  • Это погружение в процесс, который наполняется вашей творческой энергией, энергией созидания.
  • Это возможность пройтись по самым укромным уголкам вашего бизнеса, которое вам предстоит исследовать.
  • Это возможность посмотреть на свой бизнес со стороны: увидеть целостную картину, объективно оценить текущие проблемы и результаты и уже из этого состояния ставить цели и формировать стратегию их достижения.
  • Это доступ к своему истинному «Я»,  советнику, которого вам никто не сможет заменить.
Вперед!
Шаг 1. Подготовка
При работе с колесом ВАЖНО:
  • Пространство – выберите спокойное, тихое место, где никто вас не побеспокоит.
  • Время – зависит от того, насколько глубоко вы готовы погрузиться  в процесс (ориентировочно – 2–3 часа).
  • Состояние результаты зависят от вашей готовности, твердого намерения и установки на успех. Доверьтесь себе!

Подготовьте чистые листы бумаги А4, ручку, фломастеры или маркеры. Распечатайте шаблон N1 и N3или нарисуйте свое. На шаблоне представлены области бизнеса для исследования. Вы можете заменить/добавить области важные для вас.


Шаг 2. Взгляд в будущее

Пришло время выпустить на волю все свои мечты! Позволить себе расслабиться и перенестись в будущее. Представьте себе, что с настоящего момента прошло 5–10 лет.

Вы подъезжаете к зданию, в котором расположен ваш офис.  Какое оно это здание? В каком районе находится?

Вы выходите из машины и легким шагом направляетесь ко входу. Проходя через фойе, вы на минуту задерживаетесь перед зеркалом.
Посмотрите на себя со стороны. Как выглядит человек, который добился в своей жизни всего того о чем мечтал? Какой у него взгляд? Какая у него осанка? Как он одет?
Вы улыбаетесь отражению в зеркале и продолжаете свой путь.

Открываете дверь и оказываетесь в своем офисе. Вас радостно приветствуют ваши сотрудники. Все те люди, которых вы вдохновляете на достижение наилучших для вашего бизнеса результатов. Ваша команда, с которой вместе вы переживали самые разные ситуации в компании. Какой вы видите вашу команду, ваш оплот? Какими важными личными качествами и профессиональными компетенциями обладают они? Почему вы выбрали именно их?
Вы чувствуете гордость за себя, за свою команду и за все то, что создали вместе. 
Направляясь в свой кабинет, вы лицом к лицу сталкиваетесь с совершенно незнакомым молодым человеком.
Похоже это новый сотрудник. В его взгляде вам чудится откровенное любопытство. 
Вы киваете ему головой и зовете за собой.

В кабинете вы присаживаетесь  в мягкое, кожаное кресло  и приглашаете незнакомца занять место напротив вас. Не успеваете задать ему вопрос, как он выпаливает одним духом: «Как вы добились такого ошеломительного успеха?»
Вы несказанно удивлены, но вам приятно.

«Так было не всегда» – отвечаете вы.
Задумавшись над тем, с чего начать свой рассказ вы возвращаетесь в свое настоящее. 

Шаг 3. Оценка текущего состояния
Перед вами самое первое ваше «Колесо стратегии развития бизнеса».

Внимательно посмотрите на те области, работая над которыми вы достигли того самого результата из будущего.
Оцените степень своей удовлетворенности в выбранных сферах на текущий момент от 0 до 10.  
Допустим это сфера продаж. Удовлетворены ли вы текущим объёмом продаж и насколько? Или, например, насколько вы удовлетворены вашей текущей ролью управленца? Если у вас есть руководители отделов или ключевые менеджеры, то оцените удовлетворенность их работой на соответствующих должностях и занесите число в область «менеджмент». По такому же принципу оцениваются остальные сферы. Оценивайте исходя из своих внутренних ощущений. Для наглядности вы можете закрасить каждую область цветом, которым пожелаете.
Каким получилось ваше колесо? Вам удобно ехать на таком колесе
Для примера обратите внимание на шаблон N2.

Шаг 4. Главная Цель
Отметьте для себе те области, в которых Вы бы хотели как можно скорее произвести изменения.
Но для начала необходимо определить главную стратегическую Цель для вашего бизнеса в долгосрочной перспективе. Ту самую солнечную цель, по достижении которой ваш бизнес поднимется на новый, более качественный уровень.

Главная цель это ваше видение, необходимое для жизнедеятельности бизнеса.
Главная цель придаст вам энергии.
Эта энергия будет вдохновлять вас в трудных ситуациях, поможет вам справиться с грузом каждодневной работы.
Продолжайте прислушиваться к своим ощущениям.
Вдохновляет ли вас ваша главная Цель? Насколько?
Продолжайте дорабатывать до тех пор пока не почувствуете, что удовлетворены на 10 из 10 баллов.
Шаг 5. Цели в областях
Определив главную стратегическую цель, вернитесь к своему колесу.

В какой именно области вам нужно начать делать изменения, которые вызовут  положительные сдвиги во всех остальных секторах?

Область, которую вы выберете, станет вашей отправной точкой.

Определите Цель для вашей ведущей области, отталкиваясь от оценки в текущем моменте. Допустим ваша ведущая область, в которой вы собираетесь внести коррективы в первую очередь это продажи. Вы оценили текущее состояние ваших продаж на 3 балла. То есть у вас есть точки роста.
Что будет для вас наилучшим результатом, 10 из 10? Записывайте то, что приходит вам на ум.
Как минимум 3 Цели.

Например: внедрить систему обучения продавцов к X сроку или создать дистрибьюторскую сеть в городе N к сроку Y.
Продолжайте прислушиваться к своим ощущениям.

По тому же принципу определите Цели для других областей?
Шаг 6. План действий
Пропишите план действий для достижения целей в каждой области.
Какие 3 первых шага вы предпримите в течение 78 часов для того, чтобы продвинуться ближе к следующей отметке на шкале в каждой области?

Вспомогательные вопросы:

Каким будет мой бизнес через  X лет?
Какой цели я хочу достичь?
Какова будет моя роль в моем бизнесе?
Масштаб бизнеса/города, страны?
Партнеры?
Доля рынка?
Прибыль?
Продуктовая линия/услуги и их ценность для людей?
Сегмент потребителей?
Каналы сбыта?
Каналы продвижения?...
Когда я хочу достичь этой цели?
Сколько человек нужно будет привлечь?
Как именно делать работу?
Какие технологии/ инновации понадобятся для нее?...

Еще несколько вопросов:

Каким будет ваш первый шаг?
Как вы будете измерять свое продвижение вперед?
Как вы будете знать, какие шаги вы уже сделали?
Как вы будете знать, сколько вам осталось идти?
Важно также время от времени возвращаться к своему колесу, чтобы сверять результаты по факту с планом, и при необходимости его скорректировать.

Желаю вам, чтобы это было интересное и увлекательное путешествие, о котором я возможно когда-нибудь услышу!

Моя страница в instagram: @tatevik_coach

Комментариев нет:

Отправить комментарий